Рождество с местным колоритом

0
413
Рождество с местным колоритом
Реклама

Читать на украинском языке

Содержание

  1. Подготовка к празднику
  2. Кутья — главное блюдо
  3. Праздничный стол
  4. Рождественский стол
  5. Колядование
  6. Вертеп
  7. Сколько местностей — столько и традиций

Праздник Рождества Христова — один из главных христианских праздников, знаменующий рождение Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя человечества. Украинцы издавна берегут и чтут традиции Рождества, которые в нашей стране значительно отличаются от европейских.

Подготовка к празднику

По давней традиции, рождественское празднование начинается еще вечером 6 января. Вечер накануне Рождества называется Святым или Вечером Рождества Христова. В этот день все члены семьи должны быть дома и помогать друг другу во время праздничных приготовлений.

По обычаю, к праздникам хозяйки тщательно убирали в доме, белили комнаты, застилали новые или чисто постиранные скатерти и полотенца, подготавливали новую одежду для всех членов семьи. Из воска с собственной пасеки хозяин с молитвой изготавливал праздничные свечи.

Кутья — главное блюдо

А на рассвете 6 января хозяйка начинала приготовление 12 блюд, символизирующих 12 апостолов. Поскольку Рождеству предшествует длительный сорокадневный пост, все блюда Святой вечери должны быть постными.

Главным рождественским блюдом является кутья — пшеничная или ячменная каша, смешанная с изюмом, маком, медом и орехами. Но классическую кутью преимущественно варят на Приднепровье. В других регионах она несколько отличается от классического рецепта.

Например, на Буковине в кутью добавляют халву. На Галичине кутью варят густую и щедро заправляют орехами и маком. На Волыни кутью подают и густую (без компота), и жидкую. В Восточной Украине кутью варят из риса. Также обязательно должно стоять на столе еще одно праздничное блюдо — взвар.

Праздничный стол

Садятся за праздничный стол с появлением первой звезды, символизирующей рождение Иисуса. Святой вечер традиционно начинается молитвой за здоровье живых и упокой мертвых. Хозяин первым садится за стол, зажигает рождественскую свечу и благословляет ужин, после чего пробует кутью и раздает ее семье.

Праздничный стол в Закарпатье
Праздничный стол в Закарпатье

После кутьи уже можно переходить к другим блюдам: рыбе, грибам, борщу, вареникам, тушеной капусте, картофелю, взвару и тому подобное. В разных регионах Украины набор блюд для Святой вечери является различным, например, на Ивано-Франковщине к постному борщу с грибами готовят «краплики» — вареники с мелко порезанной селедкой, заправленные жаренным на масле луком. Также обязательно делают постные голубцы с рисом, гречкой и грибами.

На Волыни на рождественский стол подают борщ с грибами, картофель в мундире. В Закарпатье обязательно пекут праздничный калач, который называется «карачуном», или «коротуном», кстати, канун Рождества там тоже называют Карачуном. Этот калач выпекают на три самых главных зимних праздника и держат на праздничном столе. Да и кутью в Закарпатье варят в основном только в горных районах, а вот в низине обычным праздничным блюдом являются «бобальки» — маленькие кругленькие сдобные булочки. Хозяйки готовят сдобное тесто, из которого делают шарики и запекают или проваривают их на пару, а затем посыпают маком или орешками. С них во многих деревнях и начинается Святая вечеря.

На Полесье 12 блюд готовили только зажиточные семьи, остальные — кто сколько мог себе позволить. Кутью здесь делали в основном ячменной, на праздничный стол обязательно ставили голый борщ, основой для которого служили белые грибы, разведенные капустной закваской, также на праздничном столе были вареники с картошкой и фасолью и бурда. Это уникальное полесское блюдо готовили из растертого и затем слегка обжаренного конопляного семени, затем туда добавляли чернику и груши-дички.

Во время трапезы за столом ни в коем случае нельзя ругаться и спорить.

Рождественский стол

Утром 7 января люди радостно приветствуют друг друга фразой «Христос родился!», а в ответ слышат: «Славим Его!». В этот день принято ходить в церковь на праздничную молитву, а также в гости к родственникам.

В отличие от Сочельника, во время рождественских празднеств уже не ограничиваются постной пищей. На стол в этот день ставят ветчину, колбасу, яйца, холодец и другие блюда.

Колядование

Обязательной рождественской традицией является колядование — обычай, во время которого группы колядников песнями славят хозяев. Чаще всего в таких песнях звучат пожелания счастья, здоровья и достатка. По окончании пения хозяева выносят колядникам сладости или деньги. Кстати, на Волыни канун Рождества так и называется Коляда.

Традиционно в Украине колядуют дети, взрослые парни и девушки (на Галичине иногда еще и хозяева). Но колядуют в разных регионах по-разному. Так, на Покутье (юго-восточная часть Ивано-Франковской области) дети идут колядовать уже на Сочельник. На Слобожанщине и на Гуцульщине — в первый день Рождества, после того как в церкви закончится богослужение; на Западном Подолье — утром на второй день празднований. В Закарпатье колядовать в первый день Рождества ходят только парни, во второй день это могут делать и девушки. Вертепы, которые в Закарпатье называют «бетлегемами», ходят на третий день.

Считается, что, чем больше колядников посетит дом, тем щедрее будет для семьи год.

В разных регионах колядки отличаются. У гуцулов преобладают упоминания об овцеводстве, животноводстве, а у бойков — крестьянский мотив. В текстах их колядок отображено основное орудие земледельческого труда — плуг, которым запахивали землю. Есть даже танец, чтобы капуста хорошо уродилась. В лемковских колядках также доминирует земледельческий мотив, но там много польских и венгерских сюжетов, потому что соседями лемков были поляки и венгры.

Вертеп

Древним и уникальным рождественским обычаем является хождение с вертепом, в основном это распространено в Западной Украине. В Восточной, Центральной Украине и на Восточном Подолье в основном ходят только с Вифлеемской звездой, иногда внутри нее зажигают свечу.

Вертеп — это передвижной миниатюрный кукольный театр, размещенный в специальном коробе (маленьком ящике), в котором показывали спектакли. Он разделен на две части. В первой — разыгрывались сцены, связанные с рождением Христа и библейскими персонажами. Вторая (светская) — описывала истории из жизни людей.

Рождественский вертеп в Черновцах
Рождественский вертеп в Черновцах

Впоследствии кукольный вертеп превратился в «живой» вертеп, его исполнителей иногда называли «машкаратами» (от слова «маска», личина).

Это был как бы маскарад, который нес добрым людям весть о рождении Иисуса Христа. В уличном вертепе ходили колядовать дети и подростки, а в машкараты брали только взрослых мужчин: дети должны быть одеты в обычную одежду, а взрослые, которые играли серьезные роли (Смерти, Царя, Ангелов), были в масках. Главными персонажами таких вертепов являются Ангел, Пастушки, Три Царя, Черт, Смерть, Царь Ирод и его воины, Казак и другие. Но, кроме главных персонажей, в каждом регионе есть персонажи, присущие только этой местности (Солдат, Ростовщик, Помещик и тому подобное). Например, в Закарпатье, в местностях, граничащих с Польшей и Венгрией, есть такие персонажи — Жовнир и Надменный господин, который ходит в польских или венгерских одеждах и разговаривает на иностранном языке. Это такие интересные региональные вкрапления в вертепные сюжеты.

Сколько местностей — столько и традиций

Существуют определенные традиции празднования, которые отличаются в разных регионах Украины.

На Гуцульщине (современные регионы Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областей) Сочельник в древности начинался весьма мистически. Хозяин со старшим сыном или женой брали хлеб, ложку меда, кутью, ладан и свечу и обходили свой дом трижды за солнцем. После обряда посыпали территорию вокруг дома маком, а у порога клали чеснок и топор. Это делалось для того, чтобы уберечь дом от злых духов.

На Галичине (современные регионы Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей) перед Сочельником в дом заносили плуг или ярмо. Считалось, что они принесут семье счастье.

А в некоторых районах Львовщины и до сих пор плетут соломенных пауков и подвешивают их над входом или перед иконой. Считалось: если женщина не имеет детей, то она должна постоять под этими паучками. Тогда в следующем году дети обязательно появятся.

На Полесье в древности накануне Сочельника дети обвязывали соломой стволы груши, которые считались символом фруктов. Мистическим обычаем, который сохранился там по сей день, является обряд с чесноком — его ставят по краям стола, чтобы не пускал злых духов к семье и оберегал в течение года.

На Буковине (западная часть Черновицкой области) за стол садятся очень рано, чтобы после Святой вечери дети не боялись ходить колядовать. Колядование здесь длится 3 дня — с 6 по 8 января. Перед ужином хозяин просит в молитве того, чего не хватает семье. А тарелку из-под первого блюда, которое съели, переворачивали, чтобы наседки хорошо несли яйца. Когда задували праздничную свечу, следили, куда распространится дым. Если вверх, то год будет щедрым, а если в сторону дверей, то стоит ждать пополнения или гостей в новом году.

На Подолье ужин начинался с того, что хозяин заносил в дом Дидуха, или, как его еще здесь называют, Коляду. Соломенный сноп, преимущественно ржаной, ставили в углу возле иконы в красном углу. На полу тоже рассыпали солому. На следующее утро ее вместе с Дидухом выносили на улицу и сжигали возле дома.

На Черкасчине и Киевщине кутью в красный угол относили женщины. После этого обряда хозяйка дома подходила к своим деткам и немного дергала их за челки. Это делалось для того, чтобы наседки неслись, а цыплята были хохлатыми.

Закарпатский хозяин в ночь на Рождество выходит к себе в сад и «пугает» топором деревья, которые в этом году не приносили хорошего урожая. Хозяин замахивается топором над деревом и обещает срубить его, если и в дальнейшем будет оно слабо родить. Кстати, в отдаленных селах Карпат до сих пор старожилы в ночь Рождества или утром выходят с трембитами и их гулом оповещают о начале празднования Рождества.

На юге и востоке Украины до сих пор сохранилась традиция относить святую вечерю своим крестным. Обычно в корзине несут немного кутьи, калачи, конфеты. Те, в свою очередь, дают детям деньги и сладости. Кроме того, ранее на юге Украины была еще и такая рождественская традиция: состоятельные люди посещали приюты и делали подарки бедным.

Елизавета МАРТОВА.

Веббанер Хозяин Укрпошта
Покупайте электронные версии наших изданий

Подпишитесь на обновления сайта — получите спецвыпуск «Чеснок» в подарок!

Следите за нами в Facebook и Telegram

Читайте также: