Цитата номера
Если у меня другое мнение, это не значит,
что я ваш враг или идиот.
Это просто значит, что у меня другое мнение…
Эдвард Радзинский.
Сколько существует человечество, столько существует и религия. В разные времена к ней относились по-разному. Например, Наполеон утверждал, что «религия — это то, что удерживает бедных от убийства богатых». Большевики и вовсе столько лет отрицали существование Бога и утверждали, что религия — опиум для народа, насаждая поголовно воинствующий атеизм. В истории остались и костры инквизиции, и раскольничьи бунты, и старообрядчество, и еще много чего. Но, несмотря на все запреты и гонения, репрессии и притеснения, религия, тем не менее, жива, а паства продолжает верить. Другое дело, в кого и как?
Многие поколения людей были насильно отлучены от церкви, но, как в итоге оказалось, не от Бога. Свежи еще в памяти советские времена, когда храмы превращали в склады и амбары, запрещали не то что отмечать, но даже упоминать про церковные праздники. Покойная бабушка при этом не уставала повторять: «Не обязательно ходить в церковь и строго соблюдать все церковные праздники, но обязательно жить с Богом в душе и поступать по-божески». Церкви, кстати, в нашем селе и во всем районе не было с 30-х годов прошлого столетия и до развала Советского Союза. Хотя вера в народе оставалась, но ее по известным причинам не афишировали.
Верить можно по-разному. Тихо, незаметно, смиренно. Или помпезно, показушно, пафосно, рисуясь на телевидении, и при этом неправильно креститься. Можно неистово, до самозабвения и самоистязания, по нескольку часов в день, возведя веру в ранг обязаловки, чем особенно грешат новоявленные самопровозглашенные и непризнанные «церкви» (а попросту — секты), которых расплодилось в последние годы словно рыбы в мутной воде.
Главное, чтобы человек верил. Искренне и от души. Осознанно и самостоятельно, безо всякой агитации и насилия. Потому что вера и насилие — несовместимы. Меня, например, коробит, когда на улице или в парке, другом общественном месте останавливают различного рода «свидетели», представители какой-то «доброй вести» или «новой веры» и пытаются завлечь в свои ряды, тыча при этом различные брошюрки, листовки, календари. Свои сборища новоявленные мессии проводят красочно, шумно (надо отдать им должное), устраивая подобные шоу, похожие больше на дискотеки, нежели на молитвы, в больших залах или на стадионах. Организовывают подвозы немощных и убогих, убитых горем и нищетой людей, завлекая их периодической раздачей гуманитарных продуктовых наборов и заграничного секонд-хенда.
Все это напоминает лихие 90-е. Теперь, похоже, наступила новая волна, связанная с военным положением и разрухой, обнищанием народа и отсутствием каких-либо реальных перспектив. А свято место, как известно, пусто не бывает. И что характерно (а может, и обидно), что с истинной верой связи здесь мало.
Удручает и то, что теперь пошла некая мода на религию и веру. Особенно среди политиков, олигархов, депутатов, для которых посещение храма стало своеобразным атрибутом. Как приложение к должности или принадлежность к определенной касте.
Верить или не верить — дело каждого из нас. Кстати, в развитых странах (Франция, Чехия, Германия, Прибалтика и других) официальное число верующих не превышает 5-8%. Относиться к этому следует терпимо и с пониманием, а государству не вмешиваться в дела верующих, что, кстати, закреплено в Конституции. Один мой хороший товарищ на вопрос, верит ли он в Бога, не задумываясь, ответил: «Я верю в дружбу!» Понять его можно: человек воспитывался в то время, когда храмы жгли, а священников расстреливали. К верующим он относится с уважением и даже, как сознался, немножко им завидует. А вот себя переломить не в силах. «Это все равно, что сознаться в том, что жизнь прожита не так, — резюмировал он. — Но для этого нужна большая сила воли. Да и какая, собственно, разница, хожу я в церковь или нет, к какой конфессии отношу себя, регулярно молюсь или только по праздникам. Главное — жить по библейским заповедям».
Комментировать ничего не берусь, а только приведу известные строки нашего славного Кобзаря — Т. Г. Шевченко, который мудро сказал:
Не хочу ваших я церков,
Молитви рабської не треба,
Мій храм — природа, купол неба.
Для ряс і золотих оков
У ньому вільних місць немає,
Бог без попів благословляє
Молитву щиру…
Владимир Заика,
редактор всеукраинского еженедельника «Хозяин».
Вірш-молитва
Дякую, боже!
Дякую, Боже, що вранці встаю!
Дякую, Боже, що світ пізнаю!
Дякую, Боже, що можу ходити!
Дякую, Боже, що можу робити!
Дякую, Боже, що чую і бачу!
Дякую, Боже, за душу гарячу!
Дякую, Боже, ще за родину!
Дякую, Боже, за Україну!
Дякую, Боже, що можу терпіти!
Дякую, Боже, що можу любити!
Дякую, Боже, що в тобі живу!
Дякую, Боже, за ласку твою!
Покупайте электронные версии наших изданий
Подпишитесь на обновления сайта — получите спецвыпуск «Чеснок» в подарок!
Следите за нами в Facebook и Telegram
Читайте также: